ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

8 марта 1976 года

(ОКОНЧАНИЕ ДНЯ)

* * *
В середине дня, когда я делал Шриле Прабхупаде массаж на крыше, к нему пришёл Сиддха Сварупа и принёс красивое стихотворение собственного сочинения. Он был очень смущён и плакал, пока его читал, извиняясь тем самым за свои попытки отстоять свою правоту сегодня утром.
Дружелюбно поговорив с ним несколько минут, Прабхупада послал меня за Мадхудвишей Свами. Оба они уселись перед Шрилой Прабхупадой и продолжили обсуждение разногласий, но теперь уже в гораздо более спокойной манере.
Прабхупада попросил уладить все неурядицы мирно и дал им понять, чего именно он сам хочет, а чего нет.
Хотя Сиддха Сварупа и его последователи не склонны заниматься поклонением Божествам в больших храмах, некоторые из них недавно обратились с просьбой дать им брахманическое посвящение, чтобы поклоняться домашним Божествам.
Шрила Прабхупада сказал Сиддха Сварупе, что его последователи не должны поклоняться Божествам дома, не пройдя обучение стандартам, принятым во всех храмах ИСККОН. Однако он полностью одобрил их программы распространения прасада и проведения киртанов.
Сиддха Сварупу Махараджа часто критикуют за то, что он не так строго следует основным стандартам духовной жизни (посещение мангала-арати, поклонение Божествам и облачение в одежду санньяси). Прабхупада предложил ему какое-то время сопровождать его в поездках, чтобы прочнее утвердиться в принципах жизни санньяси. Однако у Сиддха Сварупы эта идея особого энтузиазма не вызвала, и он отказался от предложения Шрилы Прабхупады, сказав, что предпочитает проповедовать сам «как умеет».
Прабхупада, впрочем, и не настаивал, сказав, что если они просто будут распространять «Бхагавад-гиту», он будет доволен. Однако он всё же попросил Сиддха Сварупу побрить голову.
Когда все разногласия разрешились, Прабхупада спросил, сколько им лет. Мадхудвиша Свами оказался на год старше. Тогда, повернувшись к Сиддха Сварупе, Прабхупада сказал: «Мадхудвиша Махараджа старше тебя и по возрасту, и по опыту жизни санньяси. Так что сотрудничай с ним и следуй его добрым советам».
Выйдя из комнаты Прабхупады, они поклонились друг другу и обнялись. Так благодаря личному вмешательству Шрилы Прабхупады их конфликт удалось до какой-то степени погасить.
Когда мы остались одни, я снова спросил у Прабхупады, как относиться к упрёкам в адрес Сиддха Сварупы за то, что он больше привязывает своих последователей к себе, чем к Шриле Прабхупаде.
Прабхупада в ответ просто пожал плечами и добавил, что в этом нет ничего плохого. Он сказал, что каждый из нас должен стать гуру и принять много учеников. Но вайшнавский этикет запрещает преданному принимать учеников, пока его собственный духовный учитель физически присутствует в этом мире.
После обеда я приступил к Прабхупаде с дальнейшими расспросами на эту тему. Прабхупада сказал, что иметь собственных последователей – не такой уж серьезный проступок. Но если кто-то мнит себя достойным принимать учеников в присутствии духовного учителя, то самим фактом такого умонастроения он лишает себя такого права. В ответ на мой вопрос, должен ли человек быть чистым преданным, чтобы принимать учеников, он ответил, что нужно строго следовать принципам. Это единственное требование. Тогда можно считать, что преданный находится на чистом уровне.
* * *
Поток почты значительно уменьшился, так как большинство руководства ИСККОН приехали на фестиваль. Однако сегодня Пушта Кришна Свами принёс очень тёплое письмо от Роберта Беги, студента из Далласа. Он изучает физику и математику, но в то же время регулярно посещает храм и повторяет шестнадцать кругов. Роберт начал письмо с прославления Шрилы Прабхупады:
«Из всех, кого я встречал в своей жизни, Вы единственный, кто утверждает (с полным логическим обоснованием), что говорит чистую истину. Я беседовал на эту тему со многими учёными, но каждый из них немедленно пытался поставить меня на место заявлениями о том, что абсолютных понятий в «реальном мире» нет и потому право на существование имеют только относительные истины. Хотя некоторые из них верят в Бога, в их будничной жизни для Него не находится места. Поэтому я вручаю себя Вам как человеку, которому безоговорочно доверяю».
Он горит идеей, обратив против учёных их же собственное оружие «математических фокусов, логики, дедукции и индукции», заставить их признать ошибочность своих выводов. Роберт писал, что если это удастся, то «знание «Шримад-Бхагаватам» ждёт самое широкое распространение и признание».
Однако на его вопрос о том, стоит ли ему продолжать своё образование и каким служением лучше заниматься, преданные дают противоречивые советы. Поэтому он обращается за советом к Шриле Прабхупаде.
Прабхупада был очень рад этому письму, как очередному подтверждению удивительного влияния его книг на людей – влияния, которого он ожидает. Хотя сам Прабхупада часто называет себя «дилетантом» в науке, тем не менее, его аргументы убеждают многих научных деятелей в ошибочности их теорий и в превосходстве ведического мировоззрения.
В ответном письме он посоветовал Роберту продолжать образование. «В Бенгалии есть поговорка: тор шил тор нода, тор бханги датер года. «Я беру твою ступку и пестик и бью ими тебе же по зубам». Это означает, что мы, пользуясь оружием самих учёных, одерживаем верх над их безбожной философией.
Есть ещё один пример. Лежал перед деревом топор без топорища. Дерево говорит ему: «Что тебе нужно?»
«Я пришёл, чтобы срубить тебя», – отвечает топор.
Дерево говорит: «Ты не сможешь сделать это в одиночку, но только с помощью моих отпрысков». Суть в том, что рукоятка топора сделана из дерева, так что без помощи дерева топор бессилен. Подобно этому наши материальные познания можно использовать для того, чтобы в пух и прах разбить безбожную философию учёных.
Итак, продолжай образование и усвой принципы шил и пода (ступы и пестика), чтобы потом ты смог датер года (выбить им зубы)».
* * *
Около четырёх часов дня к Шриле Прабхупаде из своего шалаша у гошалы пришёл Шарма даса и стал просить разрешения уехать из Майяпура. Он хочет отправиться повторять мантру на Радхакунду. На фестиваль собралось очень много преданных, и Шарма жалуется, что его продолжают отвлекать от повторения мантры.
Прабхупада ответил, что это указывает на беспокойное состояние его ума. Раньше он просил разрешения жить на дереве, теперь на Радха-кунде. «Ты не готов для нирджана-бхаджаны», – сказал ему Прабхупада. – «Эта практика – для маха-бхагават, таких, как Харидаса Тхакура, которых ничто не может отвлечь. Харидаса Тхакура жил в пещере вместе с огромной змеей, но не чувствовал ни малейшего беспокойства от такого соседства». Он добавил, что пока в уме живёт хотя бы малейшее беспокойство, преданному рано за-ниматься нирджана-бхаджаной.
После этого разговора Шарма Прабху сказал Пушта Кришне Свами, что решил вернуться в Африку и проповедовать. Прабхупада остался очень доволен этим известием.
* * *
Вечером Прабхупада сказал нам с Пушта Кришной Махараджей, что ему нравится идея иметь помимо санньяси-секретаря ещё одного личного слугу. Пушта Кришна Махараджа очень умело справляется со своими прямыми обязанностями и помимо этого успевает транскрибировать переводы и комментарии, надиктованные Шрилой Прабхупадой. Мне же Прабхупада велел научиться готовить. Так мы вдвоём с легкостью и без лишних затрат сможем сопровождать Шрилу Прабхупаду во всех его поездках.

* * *
На сегодня в Майяпур прибыли 150 западных преданных.
Узнав, что австралийские преданные покупают на рынке фрукты, я сразу вспомнил недавний запрет Прабхупады на употребление в пищу того, что не предложено сначала Божеству; поэтому я спросил его, не следует ли их остановить.
Но Прабхупада отнесся к этому известию спокойно. «Фрукты можно предлагать и в уме», – ответил он.
* * *
Сегодня я передал Шриле Прабхупаде новые бусы из туласи, отполированные и нанизанные молодым австралийским преданным Расагьей дасом из японской группы нама-хатты. Ожерелье, которое Прабхупада носит сейчас, уже приходит в негодность – мелкие деревянные бусинки стали трескаться и осыпаться с нитки. Прабхупада сразу же надел новые бусы и, к моей великой радости, отдал мне старые, которыми я поделился с Расагьей Прабху.

«Трансцендентный дневник», ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

2
0
Previous ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
Next ВАЖНА ЛИ ВНЕШНЯЯ ОДЕЖДА?