ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

21 ноября 1966 года

Нью-Йорк, лекция по «Бхагавад-гите» 8.28-9.2, прочитанная Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой

Прабхупада: Господь говорит, что цель всех ведических наставлений – достичь высшей цели жизни, возвращения к Богу. Любое писание, в любой стране, а не только «Бхагавад-гита», имеет своей целью лишь то, как вернуть нас обратно к Богу. Такова цель. Возьмём, к примеру, любого из великих религиозных реформаторов или ачарйев в любой стране. В вашей стране Господь Иисус Христос или Господь Будда. Разумеется, Господь Будда появился в Индии, но позже Его философия распространилась по всей Азии. Господь Кришна или Хазрат Мухаммед – возьмите любого. Никто не скажет: «Построй свой наилучший план в материальном мире и живи спокойно». Это обычное дело. Могут быть небольшие различия в зависимости от страны, но главный принцип в том, что мы не предназначены для материального мира, наше место назначения в духовном мире – это принимается ими всеми.
Поэтому Господь Кришна говорит:
ведешу йаджнешу тапахсу чаива
данешу йат пунйа-пхалам прадиштам
атйети тат сарвам ведам видитва
йоги парам стханам упаити чадйам
Главная цель жизни йога, трансценденталиста – как вернуться в духовное царство. Таково высшее устремление йога, трансценденталиста.
Сегодня мы приступим к девятой главе. Мы закончили восьмую главу. Мы приступаем к девятой главе «Бхагавад-гиты». Шри бхагаван увача. Верховная Личность Бога, Кришна, говорит. Шри Бхагаван. Я уже несколько раз объяснял, что означает слово бхагаван. Бхага означает «достоинство», а ван означает «тот, кто обладает». Итак, бхагаван. Всё имеет определение. В ведических писаниях мы находим определение Бога. У нас есть некоторая концепция Бога, но в ведической литературе вы найдёте определённое описание того, что мы называем словом «Бог». То, что мы понимаем как «Бог» описывается словом шри бхагаван. Бхагаван. Бхага означает «достоинство», а ван означает «тот, кто обладает».
Что это за достоинства? Эти достоинства: богатство, сила, влияние, красота, образование, знание и отрешённость. Таковы достоинства. Поэтому в ведической литературе говорится:
аишварйасйа самаграсйа
вирйасйа йасашах шрийах
джнана-ваирагйос чаива
бхагам ити шад-ганах
Бхога. Это достоинства. Аишварйа означает богатство. Аишварйасйа самаграсйа вирйасйа. Вирйасйа означает силу. И йасашах. Йасашах означает славу. Аишварасйа вирйасйа йасашах шрийах. Шрийах означает красоту. И джнана. Джнана означает знание. И отречение, ваирагйа. Отречение. Когда вы обнаруживаете, что эти шесть достоинств представлены в личности полностью, то это Бог. Он Бог. Таково описание Бога. Здесь в Нью-Йорк Сити может быть много богатых людей, но никто не может провозгласить, что он богаче всех, что он владеет всеми богатствами мира. Никто не может такое провозгласить. Но, если вы встретите кого-то, кто провозглашает: «Все богатства мира или вселенной принадлежат мне», то Он – Бог. Он – Бог, как провозглашает Кришна.
В «Бхагавад-гите» сказано:
бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухрдам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим рччхати
Господь говорит: «Я – наслаждающийся. Я наслаждаюсь всеми видами деятельности». Он благославляет все виды деятельности. Бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам: «Я – владыка всех планет». И сухрдам сарва бхутанам. Он друг всем живым существам. Сухрдам сарва-бхутанам джнатва мам шантим рччхати: «Когда человек понимает, что Бог – владыка всего, Бог – друг каждого и Бог наслаждается всем, зная это, он становится умиротворённым». Такова формула мира. Вы не сможете обрести мир до тех пор, пока думаете: «Я – владелец». Вы на самом деле не владелец. Вы не сможете объявить себя владельцем. Возьмём для примера землю Америки. Скажем, четыреста лет назад ей владели краснокожие американцы, краснокожие индейцы. Теперь вы владельцы. А ещё, скажем, через четыреста или тысячу лет придёт кто-то ещё. Они станут владельцами. Так что на самом деле мы ничем не владеем. Земля уже была, а мы пришли сюда и ни с того, ни с сего провозгласили: «Я – владелец».
Согласно этой философии, как говорится в Ишопанишад: ишавасйам идам сарвам – «Всё принадлежит Богу…»Всё принадлежит Богу. Ничто не принадлежит мне. И это на самом деле так. Но вследствие иллюзии мы думаем: «Я – владелец». Бог – владелец. Поэтому Он – самый богатый человек. Разумеется, Он не человек, Он Бог. Но Он – самый богатый. Так что, если вы найдёте кого-то… Существует много воплощений Бога. В наше время, особенно в Индии, вы встретите десятки «воплощений» Бога. Но спросите их: «Вы владеете всем?», о, на этот вопрос очень трудно ответить.
Есть способы распознать Бога. Бог должен быть владельцем всех и вся. И Он должен быть могущественнее всех. Когда Кришна присутствовал на земле, никто не мог соперничать с Ним. Нет ни одного примера, когда Кришна был бы побеждён. Он принадлежал к семье кшатриев. Он обозначил Себя как кшатрийа. Кшатрии должны давать защиту бедным и слабым. Он принадлежал к королевской семье. Он побывал во многих битвах, пока оставался на земле, но ни в одной битве Он не был побеждён. Поэтому Он был самым могущественным. А что касается Его богатства, то в Бхагаватам мы найдём, что Он был женат на 16108 жёнах, и у каждой жены был отдельный дворец. Приводится описание дворцов. И Он распространил Себя в 16108 частей. Всё это мы найдём в «Шримад-Бхагаватам». Если вы верите, всё это правда, но великие ачарйи, великие мудрецы Индии приняли тот факт, что Кришна – Бог.
Поэтому, бхагаван увача. «Бхагавад-гита» написана Вйасадевой и поведана Господом Кришной. Она была записана Вйасадевой, и потому Вйасадева говорит: шри-бхагаван увача – «Верховная Личность Бога сказал». Что же Он сказал?
идам ту те гухйатамам
правакшйами анасуйаве
джнанам виджнанам сахитам
йадж джнатва мокшйасе ашубхат
«Дорогой Арджуна, сейчас я поведаю тебе высшую часть знания». Идам ту те гухйатамам. Гухйатамам означает «самое сокровенное». Есть разные уровни знания. Но здесь Господь говорит: «ТО, что Я сейчас собираюсь объяснить, является самой сокровенной частью знания». Идам ту те гухйатамам правакшйами анасуйаве. Анасуйаве. Использовано именно это слово. Анасуйаве означает «тот, кто не завидует». Не завидует. Например, Господь говорит: «Я – владыка всех планет». Кто-то может сказать: «О, Кришна объявил Себя владыкой всего. Как так?» Потому что в материальном мире мы всегда завидуем. Если кто-то более велик, чем я, я завидую: «О, он… он так поднялся». Мы завидуем. Это болезнь материального мира – зависть. И мы также завидуем Богу. Когда Бог говорит: «Я – владыка», мы не верим.
Итак, здесь использовано именно слово анасуйаве. Арджуна слушал Господа Кришну без малейшей зависти. Он принял то, что Он сказал. Таков путь постижения. Мы не сможем понять посредством собственных измышлений, что есть Бог. Мы должны слушать и должны принять. В противном случае нет никакой возможности понять, что такое Бог. Бог говорит: «Поскольку ты не завидуешь, то Я поведаю тебе самую сокровенную часть знания». Джнанам виджнанам-сахитам. Виджнанам-сахитам означает, что это знание не теоритическое, но оно научное. Какое бы знание мы не извлекли из «Бхагавад-гиты», мы не должны думать, что это сентиментализм или фанатизм. Нет. Всё это виджнанам, наука. Джнанам виджнанам сахитам йадж джнатва: «Если ты станешь сведущим в этой сокровенной части знания, то результатом будет мокшйасе ашубхат». Ашубхат. Ашубха означает «неблагоприятное». Наше состояние жизни, наше существование в материальном мире ашубха, неблагоприятно, всегда исполнено страдания. Мокшйасе: «Ты освободишься от исполненной страдания жизни материального бытия, если поймёшь это знание».

(ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ).ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

0
0
Previous ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
Next ЧТОБЫ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ВЫ ДОЛЖНЫ КУЛЬТИВИРОВАТЬ В СВОЁМ СЕРДЦЕ НИЗМЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ