ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

19 ноября 1966 года

Нью-Йорк, лекция по «Бхагавад-гите» 8.21-22, прочитанная Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой

Прабхупада:
авйакто кшара итй уктас
там ахух парамам гатим
йам прапйа на нивартанте
тад дхама парамам мама
Этот стих мы уже обсуждали в прошлый раз об авйактам кшарам. Авйактам означает то, что не проявлено. Материальный мир проявлен, а духовный мир не проявлен перед нами. Но, хотя духовный мир и не проявлен, эта часть творения вечна. Акшарам. Акшарам означает «то, что не подлежит уничтожению». В материальном мире всё рождается, некоторое время существует, развивается, порождает побочные продукты, а затем увядает и исчезает. Таковы шесть форм изменений материальных объектов – шад-викара. На санскрите это названо словом шад-викара, шесть видов изменений. Но духовный мир, авйакта, который в настоящее время не проявлен, является акшарам. Акшарам означает, что он вечен. Он не уничтожим.
В настоящий момент, из-за того, что мы покрыты материальной одеждой или материальными чувствами, видение духовного мира или чего-либо духовного недостижимо. Но мы можем ощущать, что существует нечто духовное. Это возможно. Хотя мы пребываем в полном неведении о духовном, мы, всё же, можем ощущать. Если вы безмолвно проанализируете себя: «Кто я? Я – этот палец? Я – это тело? Я – эти волосы?», вы не согласитесь, «Нет, я – не тело». Так что, помимо тела, существует нечто духовное. То, что мы можем ощутить. Аналогично, как мы не сможем найти себя в материи, хотя мы и здесь, мы можем определить разницу между мёртвым и живым телом, что чего-то не хватает. Это что-то и есть дух. Это и есть дух. Хотя у нас и нет глаз, чтобы его увидеть, но дух есть. С этого начинается «Бхагавад-гита». Авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам. Духовное бытие вечно, тогда как это тело не вечно.
Здесь говорится: авйакта акшарам «Эта духовная атмосфера не проявлена». Но как она может проявиться? Мы можем её немного ощущать, но как она может проявиться? Да. Она может проявиться. И это сознание Кришны, которое мы проповедуем. В ведической литературе говорится: атах шри-кршна-намади на бхавед грахйам индрийаих. Индрийа означает «чувства». Мы воспринимаем или получаем знание посредством различных инструментов: глаз, ушей, обоняния, языка, прикосновения. Таковы наши пять чувств для обретения знания. И есть пять чувств для деятельности. Так что у нас есть десять чувств. А эти десять чувств руководимы умом. Атах шри-кршна-намади на бхавед грахйам индрийаих.
Поскольку Кришна целиком духовен и абсолютен, Его имя тоже духовно: Его имя, форма, качества, Его достоинства, Его принадлежности – всё духовно. Но в настоящий момент, из-за наших материальных пут или условий мы не можем постичь, что есть дух. Но от этого невежества можно избавиться с помощью процесса воспевания Харе Кришна. Как так? Приведу пример. Например, человек спит. Человек спит. Как вы можете разбудить его? Издав звук: «Господин такой-то, вставайте. Вставайте! Пора вставать». И хотя он практически без сознания, он не может видеть, но, всё же, процесс слушанья настолько силён, что, издавая звук можно разбудить спящего. Аналогично, душа, хотя сейчас в плену материальных пут или материальных условий, духовное сознание может ожить благодаря трансцендентной вибрации: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И на практическом примере мы можем проверить, а некотрые из вас…
Это санскритские слова. Некоторые из вас не знают смысла Харе Кришна. Смысл Харе Кришна в том… Это обращение к Всевышнему Господу и Его энергии. Хара – это энергия, а Кришна – Всевышний Господь. Так что мы обращаемся: Харе Кришна, Харе Кришна – «О, энергия Господа, о, Господь, пожалуйста, прими меня». Вот и всё. «Пожалуйста, прими меня». У нас нет иных молитв. «Пожалуйста, прими меня». Господь Чаитанйа учил, что мы должны просто плакать и молить принять нас. Вот и всё. Эта вибрация – лишь плач, обращённый к Всевышнему Господу, просьба: «Пожалуйста, прими меня. Пожалуйста, прими меня».
айи нанда-тануджа патитам кинкарам
мам вишаме бхавамбудхау
крпайа тава пада-панкаджа
стхита-дхули-садршам вичинтайа
Эта молитва была вознесена Господом Чаитанйей. Он молится: «О, дорогой Кришна, сын Нанды…» Кришна явился, как приёмный сын Нанды Махараджи. И Кришна очень радуется, когда Его связывают с именами Его преданных. Господь Чаитанйа обращается к Нему: «О, сын Нанды, так или иначе, я пал в океан неведения. Пожалуйста, подними меня и сделай атомом на Твоих лотосных стопах». Вот и всё. Как человек, упавший в океан, выживет только… Если кто-то приходит и поднимает его хотя бы на один дюйм над водой, он тут же чувствует себя спасенным. Тут же. Как только мы утверждаемся в сознании Кришны, мы немедленно спасаемся. Немедленно. В этом нет сомнения. Это так прекрасно.
И хотя мы не можем воспринять трансцендентную природу Всевышнего Господа, Его имя, Его славу… Просто измышляя над тем, что представляет собой имя Бога, мы не сможем понять, что такое имя Бога. Просто измышляя форму Бога, мы не сможем понять, что это такое. Но как только вы достигаете сознания Кришны: севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адхах. Если вы заняты делом сознания Кришны, то Бог постепенно откроется вам. О, вы не сможете увидить Бога благодаря собственным усилиям. Но если вы сделаете себя достойным, Бог Сам раскроется и вы увидите Его. Таков процесс. Вы не можете приказать: «О, Бог, пожалуйста, предстань передо мной и станцуй для меня». Нет. Он не мальчик на побегушках. Но вы должны сделать так, чтобы Он рад был бы раскрыться перед вами, и вы увидите Его полностью.
Здесь говорится: авйакта акшара. Здесь есть трансцендентное. Поскольку в «Бхагавад-гите» сказано, и Сама Верховная Личность Бога говорит, то нет повода для сомнений. Другое дело, как ощутить и понять это. Подобное понимание постепенно разовьётся, и это будет… истина откроется вам, если вы продолжаете воспевать Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама… Это простой, очень простой процесс. Даже дети могут принять в нём участие. Даже шестимесячный ребёнок участвует в нём. Возможно, на прошлой встрече вы видели это. Там был маленький ребёнок, сидевший на коленях отца, и он тоже (хлопает) радовался. Понимаете? Потому что автоматически. Собака будет танцевать, кошка будет танцевать, ребёнок будет танцевать. Нет необходимости в предварительной квалификации для понимания, потому что это приходит с духовного уровня. Это приходит с духовного уровня.
Итак, этот простой процесс раскроет вам, что такое духовное царство, кто такой Бог, кто есть вы, что такое материальный мир, почему вы обусловлены, какое от этого лекарство. Всё будет… чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам. Постепенно, шаг за шагом, шаг за шагом.
Авйакто кшара итй уктам: «В ведической литературе говорится, что духовный мир не проявлен, но всё же он вечен». Мы должны видеть сквозь книги знания. Мы должны поверить. И это откроется, если вы следуете. Например, вы покупаете билет, чтобы отправиться в Индию, в компании Индия Эйрлайн или Пан Американ Эйрлайн. Но почему вы покупаете? Вы можете не поверить. Где доказательства, что я доберусь до Индии, если куплю билет? Но всё же, с верой, потому что люди отправляются в кассы компании, в определённых условиях, вы создаёте некоторую веру: «Да, это поможет мне». И на самом деле, когда вы покупаете билет и садитесь на самолёт, ах, на следующее утро вы на месте. Так что вы должны… Но почему вы принимаете на веру? Потому что это компания авторитетна, она признана и потому вы верите. Вам нужно иметь веру. Без веры вы не сможете сделать и шагу, даже в обыденной жизни. Но что за вера? Доверие и вера должны относиться к авторитету. Таков процесс. Мы должны иметь веру. Без веры мы не сможем прогрессировать, но нужна не слепая вера, а принять нечто признанное.
«Бхагавад-гита» признана. Что касается Индии, то там «Бхагавад-гита» признана на сто процентов. Они могут быть теистами или атеистами, не имеет значения. «Бхагавад-гита» принимается людьми всех классов в Индии. И за пределами Индии все учёные, все религоведы, все философы принимают «Бхагавад-гиту» как авторитет. Даже профессор Эйнштейн, такой великий учёный, регулярно читал «Бхагавад-гиту». Там множество доказательств. Так что вы поверите, что существует духовная атмосфера и царство Бога. И здесь говорится: йам прапйа на нивартанте, если вы, так или иначе, сможете достичь духовной атмосферы, то в результате на нивартанте, вам больше не придётся принимать материальное тело. Тад дхама парамам мама. Вы будете спокойно и счастливо вести вечную жизнь. Как вы думаете?
Если, предположим, вы оказались в некой стране, где смогли понять: «В этой стране меня больше не будет преследовать ни смерть, ни страдания, ни старость, ни болезни», разве вы не будете счастливы? Предположим, вы переселились в страну, где всё это доступно… О, да, я обязательно буду счастлив. Если я смогу оказаться в месте, где мне не придётся снова умирать, стареть или болеть, о, разумеется, я приму её. Таково моё желание, желание сердца. Я хочу. Я хочу этого. Почему вы хотите этого? Потому что у вас есть право на такую прерогативу. У вас есть право. Поэтому вы и хотите. Вы вечны. Вы блажены. Вы исполнены знания. Просто вы охвачены материальными путами. Поэтому вы забыли себя. А теперь есть шанс. Есть шанс воспользоваться возможностью и возродить свой изначальный статус жизни. Здесь чётко сказано: йам прапйа на нивартанте – «Если ты, так или иначе, достигнешь духовной атмосферы, то тебе не придётся возвращаться в атмосферу страданий».
Мы уже говорили, что мы пытаемся стать счастливыми с помощью переселения на Луну. В настоящее время это и происходит. Мы думаем, что если мы переселимся на Луну, мы будем счастливы. О, это бесполезно. «Бхагавад-гита» уже сообщила вам, что даже если вы отправитесь на высшую планету, абрахма бхуванал локан пунар авартино рджуна, даже если вы, так или иначе, попадёте… Вы не сможете попасть. Это лишь мечта. Но, всё же, если вы отправитесь на спутнике или на средствах аэронавтики, вы всё равно не сможете избежать четырёх принципов материальных страданий, а именно: рождения, смерти, старости и болезней. Так что это не наше дело обзаводиться местом где-либо в материальном мире. В этой или в той стране, на этой или на той планете, вы никогда не будете счастливы. Есть информация. Авйакта акшарам итй уктас ахух парамам гатим. Если вы сможете достичь стадии высшего совершенства жизни, то только тогда вам не придётся возвращаться в этот нелепый материальный мир. Да. Эта информация у вас есть.
А что вы будете там делать? Некоторые философы думают, что духовная атмосфера должна быть безликой, пустой. Есть некоторые философы, которые думают так: «Так и есть. Мы принимаем духовную атмосферу». Имперсоналисты, шанкариты, а также буддисты, так или иначе, принимают, что там царит пустота. Но «Бхагавад-гита» не разочаровывает вас подобным образом. Философия пустоты порождает атеизм. Потому что, только попытайтесь чётко усвоить, я – духовное существо. Я желаю наслаждаться. Такова моя жизнь. Я хочу наслаждаться. Но, поскольку моё будущее – пустота, я должен склоняться к наслаждению материальной жизнью. Поэтому они просто обсуждают пустой имперсонализм, а сами насколько возможно наслаждаются материальной жизнью. Просто кресельная философская дискуссия. Но как только мы взглянем на их поведение, мы увидим, что они слишком привязаны к материальному наслаждению. То есть, вы просто можете наслаждаться некими измышлениями. Вот и всё. Но в этом нет блага.
На самом деле, если кто-то обладает духовными чувствами, он немедленно отказывается от этого нелепого наслаждения. Таков признак любой идеи духовности. Бхактир парешанубхаво вирактир анйатра сйат. Проверкой служит… Если вы развили сознание Кришны, если вы развили дух преданности, духовное сознание, результатом будет то, что вы тут же отречётесь от всех видов материального наслаждения. Как так? Можно привести пример голодного человека, если дать ему хорошую пищу, как только он поест и почувствует насыщение, он скажет: «Нет, я не хочу больше. Я наелся». Свамин кртартхо сми варам на йаче. Об этом также говорится в «Бхагавад-гите»:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
Признаком того, кто осознал себя духовно, будет полное удовлетворение. Он более не будет гоняться за этим нелепым материальным наслаждением. Это духовное осознание. Парам дрштва нивартате. Раса-варджам расо пй асйа. В «Бхагавад-гите» очень чётко сказано. Так же как врач запрещает больному: «О, вам не следует есть. Вам не следует заниматься половой жизнью. Вам не следует, не следует…» Так много «не следует». Он вынужден принимать эти «не следует», но внутри он чувствует: «О, если я сделаю это, я буду счастлив». Внутренняя часть хочет. Но спиритуалист сильнее внутренней стороны. Он не импотент, но он не хочет половых отношений. Не хочет. Отвергает. Такова духовная жизнь. Внутренняя сторона достаточна сильна. Человек может жениться трижды, но он приходит к отречению. Это духовная жизнь. Парам дрштва нивартате. Если вы получаете нечто высшее, вы естественно откажетесь от низшего.
Мы хотим наслаждений, но атеизм, пустота или имперсонализм создают такую атмосферу, что мы просто измышляем, но это лишь добавка к материальным наслаждениям. Это не тот процесс. Здесь сказано: пурушах са парах партха бхактйа лабхйаш тв ананйайа. Если вы принимаете принцип сознания Кришны, путь преданности, и если вы поклоняетесь Верховной Личности Бога, то вы сможете обрести духовное осознание, подготовиться и отречься от материального наслаждения. Ваша жизнь станет чистой. Таков процесс сознания Кришны. Пуруша. Здесь ясно сказано: пуруша, Верховная Личность Бога. Пурушах са парах. Парах означает «Верховный». «О, Мой дорогой Арджуна, в этой духовной атмосфере пребывает Верховная Личность». Он личность, как вы и я. Подобно тому, как мы можем говорить лмцом к лицу, когда вы попадёте туда, вы будете говорить лицом к лицу с Богом. Вы будете играть, будете есть, всё, что угодно. Пурушах са парах партха.
Как я смогу достич такого состояния? Бхактйа. Не посредством измышлений, а посредством бхакти. Вы должны предаться. Вы должны выполнять трансцендентное любовное служение. Таков путь. Бхактйаш тв ананйайа. Тв ананйайа означает «без малейшего отклонения». Что такое отклонение? «Сейчас я люблю Бога ради материального блага». Вот отклонение. «Я люблю Бога, чтобы стать единым с Ним». Вот отклонение. Подобное отклонение в преданном служении не поможет вам. Без отклонений. Тв ананйайа. Йасйан-тахстхани сарвани бхутани йена сарвам идам татам. И Верховная Личность, хотя Он и личность, как вы и я, настолько обширен, что всё пребывает в Нём, а Он вовне и внутри. Такова концепция Бога. Бог повсюду, но всё же он имеет Своё царство, обитель. У Него есть окружение, всё. Так же как солнце. Солнечное сияние повсюду во вселенной, но оно имеет собственную планету, своё место жительства.
Такова концепция Бога. А Бог или Кришна пребывает в духовной атмосфере. Если мы достигнем её, то наша жизнь будет успешной, наши цели будут достигнуты, и мы будем счастливы, и будем процветать вечно, а не временно. Спасибо большое. Есть ли вопросы?

«Нектарное наследие». ТРАНСЦКРИБИРОВАННЫЕ ЛЕКЦИИ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ

ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

1
0
Previous ДЛЯ МЕНЯ БУДЕТ БОЛЬШОЙ УДАЧЕЙ СЛЕДОВАТЬ ПО СТОПАМ ИИСУСА
Next ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА