ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

16 ноября 1966 года
Нью-Йорк, лекция по «Бхагавад-гите» 8.14-15, прочитанная Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой

Прабхупада:
ананйа-четах сататам
йо мам смарати нитйасах
тасйахам сулабхах партха
нитйа-йуктасйа йогинах
В прошлый раз мы обсуждали то, как имперсоналисты переселяются в духовное царство. Йоги и гьяни в основном имперсоналисты. Для них процесс – издавать в момент смерти трансцендентный звук ом, омкару, и посредством этого перенестись в духовный мир, но они не вступают на духовные планеты. Этот момент мы уже обсудили. И риск состоит в том, что если у нас не будет отдыха на какой-нибудь планете, если мы остаёмся только в открытом космосе, то мы вернёмся в материальный мир. «Бхагавад-гита» подтверждает это:
йе нйе равиндакша вимукта-манинах
твайи аста-бхавад авишуддха-буддхайах
арухйа крччхрена парам падам татах
патантй адхах анадрта-йушмад-ангхрайах
Здесь говорится: «Личности, заинтересованные в освобождении», йенйе равиндакша вимукта манинах, «Лишь согласно концепции безличного погружения в духовное бытие», нйе равиндакша, «считают себя освобождёнными». Это тоже освобождение, но Бхагаватам говорит: «Хотя они и считают себя освобождёнными, авишуддха-буддхайах…» Авишуддха-буддхайах. Результатом будет арухйа крччхрена парам падам татах: «Они могут подняться до уровня Высшего Абсолюта благодаря своим покаяниям, аскезам и медитации». Это верно. Они могут достичь этого уровня. Арухйа крччхрена. Арухйа крччхрена означает «вознестись, возвыситься благодаря суровому аскетизму на тот уровень», арухйа крччхрена парам падам, уровень Высшего Абсолюта. Но, патантй адхах: «Они снова падают в материальный мир». Почему? Анадрта: «Потому что они не принимают всерьёз Твой личностный облик». Анадрта-йушмад-ангхрайах: «Без поклонения Твоим лотосным стопам результатом будет то, что они вернутся обратно в материальный мир».
Например, насколько б вы не поднялись в материальный космос, на пять тысяч футов или сколько-то, если вы не отдохнёте на какой-нибудь планете, то вы естественно вернётесь обратно, потому что вам не будет покоя. Так что, если нам негде будет отдохнуть в духовном сиянии, мы обязательно вернёмся обратно. Причина – как я уже объяснил – в том что наша жизнь… Мы – живые существа, мы – неотъемлемые частицы Всевышнего, сач-чид-ананда. Мы хотим наслаждаться. Безличный аспект не даёт нам того наслаждения, которого нам хочется, которое нам требуется. Это наслаждение доступно на духовных планетах. Если вы вступите на какую-либо из духовных планет, то вы сможете обрести духовное счастье и обмен наслаждением. Поэтому Господь Кришна говорит: ананйа-четах сататам йо мам смарати натйасах: «Личность без малейших отклонений…» Ананйа четах. Без малейшего соображения джнаны, йоги или иного процесса… Только процесс преданности, процесс предания…
«Мой Господь, я Твой вечный слуга. Пожалуйста, дай мне служение Тебе. Займи меня. Займи меня в служении Тебе». Это называется ананйа-четах сататам. Сататам означает «всегда», двадцать четыре часа, на сто процентов, без малейшего отклонения. Таково сознание Кришны. Если кто-то занят таким сознанием Кришны двадцать четыре часа и на сто процентов, тогда йо мам смарати нитйасах, всегда помня… Предположим, вы заняты какой-то работой, вы естественно будете думать об этой работе. Когда вы приходите в контору и работаете, вы всегда должны думать о делах конторы. Это вполне естественно. Аналогично, если вы занимаетесь делом сознания Кришны, вы естественно всегда будете думать о Кришне. Потому и говорится: йо мам смарати нитйасах – «Всегда помня обо Мне». Тасйахам сулабхах партха: «Дорогой Партха, Арджуна, для него Я очень доступен». Сулабхах означает «легко доступен».
Бог, Кришна, зовётся аджитой. Аджита означает, что никто не может одолеть Бога. Поэтому Его имя Аджита. Так как Бог имеет бесчисленные… Он беспределен, и Его функции и деяния беспредельны. И согласно Его деяниям, Его имена тоже бесконечны. И одно из Его имён -Аджита. Аджита означает «личность, которую никогда не победить». Никто не может победить Его. Поэтому Его имя Аджита. В «Шримад-Бхагаватам» есть очень хороший стих:
джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
прайена аджито пи джито пй аси таис три-локйам
Брахма молится Господу Кришне: «Человек», джнане прайсам удапасйа, «отбросив все свои пустые усилия постичь Всевышнего своим ограниченным знанием…» Бросить эти попытки. Джнане прайасам. Джнане прайасам означает, что теософы, философы тратят год за годом, жизнь за жизнью – «Что такое Бог? Что такое Абсолютная Истина?». Так же как мы запускаем спутники: «Каков космос в длину и в ширину?». Это лягушачья философия. Я уже несколько раз вам приводил историю: лягушка, которая жила в колодце размером три кубических фута, пыталась измерить длину и ширину Атлантического океана. Понимаете? Лягушка, которая жила в колодце размером три кубических фута, пыталась измерить длину и ширину Атлантического и Тихого океана. Так же и наши попытки измерить, насколько далеко простирается открытый космос, – таковы же, пустые. И не говоря уже об этом космосе, наши попытки измерить нашим ограниченным знанием… Если мы хотим с нашим ограниченным знанием постичь, какова длина и ширина Бога, то это пустые попытки… Это невозможно. Потому Бхагаван рекомендует: джнане прайасам удапасйа – «Просто оставь эту нелепую привычку измерять Всевышнего». Это невозможно.
Итак, джнане прайасам удапасйа. Человек, который решительно принимает: «Это всё впустую. Бесполезно пытаться постичь Бога моим ограниченным знанием»… Это разумный человек – который принимает такое решение. Джнане прайасам удапасйа наманта эва: «Просто стань смиренным. Просто попытайся понять своё положение, что ты – очень незначительная часть в этом материальном мире или в творении» Наманта эва: «Просто стань смиренным». Джнане прайасам: «Оставь попытки постичь Всевышнего своим ограниченным знанием и стань смиренным».
Что тогда? Каков процесс? Сан-мукхаритам бхавадийа-вартам: «Просто попытайся понять Всевышнего из достоверного источника». Сан-мукхаритам. Мукхари означает «из уст», из уст осознавшей себя души. Так же как Арджуна постиг Бога непосредственно от Кришны, из уст Кришны. Свайам-падманабха-мукхам, мукха-нихсртах. Таков процесс. Аналогично, если мы постигаем Бога из уст Арджуны или его истинного представителя, то это и есть процесс. Джнане прайасам удапасйа наманта эва: «Тот, кто смиренно пытается постичь трансцендентную природу Бога из достоверного источника…» Стхане стхитах. Не имеет значения, кто он. Не имеет значения, что он собой представляет. Индиец, европеец, японец, индуист или мусульманин, это не имеет значения. Стхане стхитах: «Просто будь на своём месте. Это неважно». Шрути-гатам: «просто пытайся понять через уши, посредством слухового восприятия». Сан-мукхаритам, шрути-гатам. Шрути означает «через уши», восприятием через уши. Сан-мукхаритам шрути-гатам тану-ван-манобхих. Затем, постарайся применить это в своей практической жизни. Тану-ван-манобхир йе прайасах аджита: «Мой дорогой Господь, Ты не победим, но, просто слушая, человек побеждает Тебя». Такой прекрасный процесс. Бог не победим, но Он становится побеждённым преданным, который отказывается от нелепого постижения Его с помощью ограниченного знания и становится смиренным. И просто пытается слушать из достоверного источника и применять это в своей жизни. Тогда вы станете победителем Всевышнего.
Потому-то Господь Кришна так же говорит: тасйахам сулабхах. Сулабхах означает «Я легко доступен». Бог не легко доступен. Это очень трудно. «Но для человека, который постоянно в сознании Кришны», говорит Сам Господь, «для него Я легко доступен». Так почему бы вам не принять этот процесс? Есть и другой хороший стих в «Брахма-сутре»… Забыл. Смысл в том, что если человек пытается постичь посредством чувственного восприятия… Это называется чувственным, ароха-пантха. Ароха-пантха означает попытку взойти. Есть два типа обретения знания. Один процесс – ароха-пантха или восходящий процесс, а другой нисходящий процесс. Нисходящий процесс. Что это за ароха-пантха? Ароха-пантха означает: «Я постигну, что есть Бог, посредством собственного знания. Меня не заботят авторитеты, какие-то книги. Я буду постигать, я буду медитировать, я буду философствовать и пойму, что такое Бог». Это называется ароха-пантхой. И напротив, есть авароха-пантха. Авароха-пантха означает получение знания от авторитета.

“НЕКТАРНОЕ НАСЛЕДИЕ”
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

0
0
Previous ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
Next ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА