ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

10 октября 1976 года

Всю ночь из-за высокой температуры я не мог уснуть. Весь день чувствую себя крайне слабо, хотя временами наступает облегчение.
***
Утром Прабхупада устроил небольшую программу в главной гостиной в центре дома. Преданные и вся семья Сайгалов провели киртан и пуджу перед большим изображением Шри Шри Гаура-Нитай в раме, после чего Шрила Прабхупада прочитал лекцию на языке хинди специально для Сайгалов. На лекцию собралась вся их большая семья, от самых маленьких до самых старших членов, каждый горел желанием принимать участие в слушании и воспевании. Прабхупаде нравился их настрой, он вдохновлял их сосредоточить внимание на Господе Кришне, Божестве, которое было у них в доме. Он говорил им, что есть две категории людей: сумедхаса и альпа-медхаса — разумные и неразумные. Приводя в пример распространившееся повсюду поклонение богине Дурге, он объяснил, что поклонение полубогам направлено на достижение временных результатов, таких как богатство, слава, красивые женщины, и те, кто поклоняются полубогам, относятся к категории алъпа-медхаса. Он использовал простой пример, чтобы показать, почему. «Например, я приду в ваш дом. Вы окажете мне хороший прием да еще дадите пять тысяч рупий. Но между тем поставите мне условие, что перед самым уходом деньги эти я должен вам вернуть. Разве это не глупо? Мне дали деньги, но я должен пообещать, что тут же их отдам. Какой тогда смысл их брать? Разумному человеку ясно, что смысла брать эти деньги – нет». Таким образом, Прабхупада объяснил им, что, попадая в тело, мы получаем разные блага в виде богатства, сыновей, красоты и так далее. «Но Кришна говорит: антават ту пхалам тешам тад бхавати алъпа-медхасам (Б.-г. 7.23). Все эти материальные плоды и блага — антават, со смертью тепа и они уходят. С собой вы не сможете ничего забрать. Термином альпа-медхаса называют того, кто стремится к этим временным благам».
В противоположность им он описал цель тех, кто является поистине разумным. «Как поступает су-медхаса? Он строит отношения с Бхагаваном, осознает, кто такой Бхагаван, занимается служением Бхагавану и так достигает совершенства в жизни. Оставляя тело, он обретает бесценное благо. В чем это благо? Тьяктва дехам пунар джанма наити (Б.-г. 4.9) — покинув тело, такой человек уже никогда не будет вынужден воплотиться в материальном мире. Каково же его предназначение? Он отправляется к Бхагавану. Отправляясь в обитель Бхагавана, он получит такое же, как у Бхагавана, тело. Поэтому во всех писаниях говорится, что главная цель жизни — это Вишну, Бхагаван». Далее Прабхупада рассказывал, что Господь приходит в разных формах в каждую югу и Ему следует соответствующим способом служить. В Кали-югу методом служения является воспевание святых имен. И те, кто это практикует, считаются су-медхаса. «Кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам (Бхаг. 11.5.32) — эти слова описывают форму Бхагавана. Ягьяих санкиртапа-праяих яджанти хи су-медхасах — это аватара Бхагавана. Любой медхасах, то есть тот, чей мозг мыслит здраво, чей мозг функционирует, станет служить Богу посредством санкиртат-ягъи». Бросив взгляд на изображение Шри Шри Гаура-Нитай, Прабхупада обратился к семье Сайгалов со словами: «Это Бхагаван в форме Нитай-Гауры. Храните у себя Их форму, и совершайте ягью—киртан, как сегодня утром, а также пуд жу. Выполнять такое служение совсем несложно. Таким образом, вместе с вами будут участвовать в киртане Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Панча-таттва и все остальные жители вашего дома.
Это абсолютно несложно, это крайне просто. Сева Бхагавану. Здесь нет необходимости в тщательной подготовке, и неважно, построили вы храм или нет. Если у вас есть деньги, используйте их в служении Кришне, а если их нет, то для Господа это не имеет значения.
Поставьте изображение Господа Чайтаньи, зовите всех обитателей дома, садитесь и совершайте Харе Кришна киртан. Разве кому-то от этого станет хуже? В Кали-югу, практикуя этот простой процесс, можно легко достичь Бхагавана». Далее он говорил, что Господь не нуждается в нашем служении, что это, прежде всего, нужно нам. Богаты мы или бедны, Он примет от нас все, если это предложено с любовью. От богатого Господь принимает роскошные подношения, бедному же, который не может много предложить, Господь говорит: «Кругом растут листья, цветы, плоды, предложи Мне один из них или просто немного воды». Если человек крайне беден, он может найти или собрать что-то для Господа. Если в ваш дом приходит бедняк и просит цветов из вашего сада. «Зачем?» — «Для Бхагавана» — «Да, да, кончено, берите», — все охотно дают. Ни один глупец не откажет. В Америке и Европе тоже много садов с обилием деревьев и цветов — они все равно опадают и гниют. И если попросить у них цветов, не скажут же владельцы этих садов: «Нет, нет, пусть засыхают и гниют».
«Собирайтесь вместе, неважно, кто придет к вам, образование не имеет значения. Установите изображение Гаура-Нитай и воспевайте Харе Кришна. Харе Кришна воспевают по всему миру. Это может делать даже тот, кто не знает алфавита, он может просто воспевать, слушая. Дети только что радостно хлопали, так что в этом любой может принимать участие. Каждый хоть немного разумный человек понимает, что посредством санкиртана-ягъи совершается служение Шри Кришне Чайтанье, аватаре Кришны. Эту ягью можно устроить в каждом доме. В ней нет ничего сложного. В процессе этого метода служения прощаются все оскорбления. Например, при поклонении Радхе-Кришне учитываются все оскорбления, в поклонении же Господу Чайтанье и Джаганнатхе все оскорбления прощаются. Чем больше бхакти вы совершите, тем больше блага получите». По окончании этого краткого выступления преданные спели еще один десятиминутный киртан, и затем Прабхупада ушел к себе в комнату.

***
Шрила Прабхупада пригласил ко мне врача. Когда врач пришел, температура у меня уже спала, он поставил диагноз — грипп. Однако после его ухода мне опять стало хуже. Прабхупада спросил, что сказал мне врач, и когда я ответил, что, по его мнению, это грипп, он недовольно покачал головой. «Это малярия, — сказал он, — принимай хлорохинин».

Я стал его принимать, весь день проведя в постели. Мои обязанности взял на себя Гаурасундара, проводя с Прабхупадой фактически весь день. Так, неожиданно, по милости Кришны и Прабхупады он вновь стал его личным слугой.

***
Вечером Прабхупада читал лекцию по Шримад-Бхагаватам (1.2.6). Снова на круглой лужайке, чтобы послушать, как он рассказывает о значении истинной дхармы и смысле жизни, собралась аудитория из семидесяти-восьмидесяти самых уважаемых высокопоставленных жителей Алигарха. Шрила Прабхупада процитировал стих и стал в подробностях объяснять запутанность дхармы. Он сообщил слушателям, что истинная дхарма — только то, что велит Бхагаван. Он привел в пример беседу Ямараджа и его подчиненных, пояснив, что о дхарме не знают даже великие риши, но преданным Господа она известна. «Истинную дхарму знают представители Бхагавана. Поэтому в шастрах сказано: дхармасъя таттва нихитам гухаям махаджано йена гата са пантах (Махабхарата. Вана-парва. 313.117) — Все, что исходит из уст махаджаныу истинного последователя религии, все есть дхарма».
Понять ее трудно, но если человек однажды ее понял, то какое благо он получает?
Истинную дхарму надо понимать так, как она описана здесь, гухья вишудхам, вишудха — это не материальный объект. Все материальное осквернено. А всему, что осквернено, суждено рано или поздно исчезнуть. Вишудха же означает, что это не подвластно гибели, то есть атма. На ханьяте ханъямане шарире, природа ее чиста. Тело исполнено нечистоты. Оно не имеет чистой природы; чтобы оно стало чистым, нужно действовать в рамках дхармы. «Дхарма делится на несколько категорий. К примеру, варнашрама-дхарма. Это дхарма: брахман, кшатрий, вайшья, шудра, брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяси.
Следование этим видам дхармы играет в нашей жизни важную роль. Ведь благодаря этому мы можем урегулировать свою жизнь, чтобы достичь состояния чистоты и выйти из-под власти скверны, которая окутывает нас, пока мы живем в материальном мире. Не следуя этим укладам, человек продолжает оставаться в оскверненном состоянии. В связи с этим в ведической цивилизации варнашрама-дхарма играет крайне важную роль, и придерживаться ее — первоочередная задача человека. Тот, кто не понимает смысла варнашрама-дхармы, не прилагает усилий к тому, чтобы следовать ей, продолжает оставаться нечистым жизнь за жизнью, рождается в одном теле, затем в другом, бодрствует определенное количество дней и вновь умирает. Его жизнь преходяща, это круговорот рождения и смерти. Это и есть осквернение. Поэтому в шастрах утверждается: тапо дивъям путрака йена саттвам шуддхйед (Бхаг.5.5.1) — человеческая жизнь предназначена для того, чтобы полностью стать чистым. Не для того, чтобы одну жизнь родиться в теле полубога, другую — в теле обезьяны, перепрыгивая на разные ступени, умирая и рождаясь снова. Если это продолжается, то человек не достигает цели своей жизни, не выполняет своего предназначения. Атхато брахма джигъяса — что такое Брахман? Для этого предназначена человеческая жизнь. Чтобы понять это».

Далее он противопоставил друг другу наставления царя древней Индии Махараджи Ришабхадевы и лозунги современного индийского правительства. «Жизнь в обществе людей, в человеческом теле, предназначена не для того, чтобы в поте лица добиваться возможности услаждать чувства. Наям дехо деха-бхаджам нри-локе каштан каман архате вйо-бхуджам йе. Правительства современной цивилизации пропагандируют тяжкий труд, разве это не дурной знак?»

Один из посетителей согласился с этим: «Да». Прабхупада тоже кивнул. «Посмотрите, люди вручную возят повозки, они стали водить рикшу, им приходится работать в поте лица! Так тяжко трудиться. Везти вручную телегу, тянуть рикшу, разве это работа для человека? Разве человек предназначен для такой работы? Это работа осла, работа вьючного животного. Люди опустились на такой низкий уровень, а нас призывают к «еще более тяжкому труду». Что это за культура? — Цивилизация… са эва го-кхарах. Культура ослов, свиней. В шастрах говорится, что это цивилизация свиней. Что такое цивилизация свиней? — С утра до ночи трудиться в поте лица и есть испражнения. Да, целый день не покладая рук работать, чтобы заработать на еду в виде испражнений, с тем, чтобы накопить сил для секса. Поэтому цивилизованному человеку шастрами запрещается заниматься непосильным трудом и удовлетворять чувства.

“ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК”, ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

0
0
Previous ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА
Next НЕ ТРАТИТЬ ВПУСТУЮ НИ ОДНОГО МГНОВЕНИЯ