ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

17 августа 1976 года

Первое, что Шрила Прабхупада решил этим утром,— дом мистера Бадхуки неудобное для нас место. Мы упаковали вещи и уехали сразу же после омовения.
Мы прибыли в храм во время дневного перерыва, и это дало нам шанс получше рассмотреть место. Оно производит хорошее впечатление. Земля была пожертвована мистером Г. Пула Редди, и хотя ее площадь только 950 квадратных ярдов, 90 % ее занимает храм. Местонахождение храма просто замечательное: в центральной части города, едва ли в десяти минутах ходьбы от главной железнодорожной станции.
Апартаменты Шрилы Прабхупады находятся на втором этаже в задней части здания. Несмотря на то, что строительные работы все еще продолжаются, цемент, грязь и пыль находятся повсюду, и от строительного шума невозможно спастись, Прабхупада вошел прямо в здание. Комната была настолько грязной, что мне пришлось подметать ее, в то время как Прабхупада сидел и смотрел. Почему-то местные преданные не смогли организовать ее уборку, прежде чем он приехал. Но, похоже, Прабхупада не особо по этому поводу беспокоится. Главное, что его заботит,— чтобы они организовали успешную церемонию открытия храма.
Располагаясь в этой небольшой, 12 на 16, комнате, он улыбнулся и сказал нам: «Лучше оставаться в своем собственном доме, чем в чьем-либо еще. В Индии даже бедняк, может быть, и вынужден есть где-то в другом месте, но он должен иметь свое собственное место для жизни, иначе всякое уважение к нему будет утрачено. Он может каждый день есть в разных местах, но он обязательно возвратится в свое собственное место для ночлега». Он сказал, что индийская традиция гостеприимства настолько замечательна, что даже с врагом могут обращаться, как с гостем, и предоставить ему все удобства. Затем он с улыбкой добавил: «Хотя, чтобы избавиться от нежеланного гостя, хозяин просто не будет его кормить». Он объяснил, что не следует есть или оставаться в чужом доме больше трех дней подряд, иначе человек становится нежеланным гостем. В действительности, человек теряет статус гостя и становится обитателем дома.
Мы быстро ознакомились с окружающей обстановкой. Следующей за кабинетом Шрилы Прабхупады находится чуть большего размера зала для приемов, и к ней примыкают две комнаты для слуг. Туалеты и душевые на всех этажах находятся в пристроенном сзади отдельном здании, соединенном с храмовым небольшим переходным мостиком.
Если практичность — это принцип, здесь он, несомненно, обрел свое самое эффективное воплощение: каждый дюйм пространства занят. Саурабха дас сделал изначальный дизайн, а позже Мурти дас работал с местными архитекторами, чтобы закончить детали. Большинство декоративных скульптур были разработаны Ганапати Огхапати из Имущественного департамента правительства штата.
В полуподвальном этаже находятся офисы, зал для принятия прасада, комната для принадлежностей Божеств и кухня Божеств. Первый этаж занимает храмовая комната плюс комната Божеств, вокруг которой устроен путь для парикпамы (обхода Божеств по часовой стрелке), а также основная кухня. Размер храмовой комнаты позволяет вместить, по меньшей мере, 800 человек. На втором этаже, помимо комнат Шрилы Прабхупады, находится также брахмачари-ашрам. На верхнем этаже шесть комнат для брахмачари, гостей и пожизненных членов. Над зданием возвышается купол в шестьдесят футов высотой, разработанный как копия храма Мадана-мохана во Вриндаване, завершающийся кайлашем из Кумбха Кохана, что в Тамил Наду. По техническим причинам он не мог быть возведен над тем местом, где стоят Божества, и поэтому находится в центре крыши.
* * *
Шрила Прабхупада дал лекцию по «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила. 20.395) в 7:30 утра в своей комнате. Из-за строительных работ использовать для лекции храмовую комнату не представлялось возможным.
Стих как раз подходил для того, чтобы ввести нас в праздничное настроение Джанмаштами, поскольку в нем Господь Чайтанья объясняет Санатане Госвами вечную природу игр Господа Кришны. «Нитъя-лила означает игры, которые происходят вечно,— сказал нам Прабхупада.— Наша лила материальна, это не нитъя-лила. Что бы я ни делал при помощи этого тела, — временно, это не нитъя. Я родился в такой-то семье; я такая-то важная персона; мое имя такое-то; мое положение такое-то — все это временно, это не нитъя.
Как только телу приходит конец, всему, что связано с телом, тоже приходит конец. Затем другая лила: я такой-то пес; я такой-то; я — то, я — это. Со сменой тела наша лила завершается. Поэтому наша лила — не нитья-лила. Но деяния Кришны, Бхагавана, — это нитья-лила. Лила Кришны во Вриндаване продолжается вечно».
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он использовал часто в таких случаях приводимый пример с солнцем, постоянно перемещающимся по небу. «Точно так же, как сейчас в Хайдерабаде без четверти восемь, — сказал Прабхупада, — по мере движения солнца по небу, будет без четверти восемь еще где-нибудь в другом месте. Таким образом, без четверти восемь — постоянное время. Это грубый пример. Пример этот приводил Чайтанья Махапрабху, чтобы объяснить значение нитья-лилы. Как мы, например, открываем храм. Это также нитья-лила. В одной из вселенных будет происходить открытие храма. Когда завтра мы его откроем, послезавтра он будет открыт. Но после послезавтра в другой вселенной опять будет открытие храма. И снова все закончится, а в другой брахманде (вселенной) будет открытие храма. Затем опять, в другой брахманде. Этому нет конца. Кришна рождается в одной из брахманд, Джанмаштами. Здесь это уже закончилось. В другой брахманде — снова Джанмаштами. Каждую секунду. Это игры Кришны».
Затем он предупредил преданных о том, что они всегда должны осознавать святость храма: «Если Кришна пожелает, Он может являть в нем Свои игры. Поэтому не думайте, что этот храм находится в Хайдерабаде. Нет. Это Голока Вриндавана. Вы должны быть очень внимательны. Арадхьо бхагаван враджеша, таная тад-дхамам вриндаванам. Точно так же, как Кришна достоин поклонения, так же и Его святая обитель достойна поклонения, поскольку она не отлична от Него. Нет. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Шри-виграха-радхана-нитья-нан-шрингара-тан-мандира-марджанадау».
Как важно непосредственное поклонение Божеству, так же важно поддерживать храм в чистоте и привлекательном виде— это тоже поклонение Божествам. Те из вас, кто здесь работает, должны поддерживать храм настолько чистым, насколько это возможно. Тогда Кришна будет доволен. Этот храм — тело Кришны; не думайте, что это не так. Таким образом, следует поклоняться храму. Поэтому я прошу вас не ходить в обуви, даже если храм не открыт. Все-таки это место — храм Кришны. Оно неотлично от Кришны. Вы должны всегда помнить об этом. Хорошо управлять храмом — значит служить Кришне.
Итак, мы собираемся открывать храм. Те, кто управляет этим храмом, должны о нем позаботиться. Чистота: тан-мандира-марджанадау. По мере увеличения количества людей, присоединившихся к нам, занимайте их. И не думайте, что уборка храма и поклонение Божествам отличны друг от друга. И не завидуйте, вот, дескать, этот человек отвечает за украшение Божеств, а мне поручено мыть пол в храме. Нет. Это одно и то же, нет никакой разницы. Это духовная деятельность. Как, например, одно и тоже, когда вы поклоняетесь лотосным стопам Кришны, или одеваете на Его голову цветочную гирлянду. Нет такого различия. Нет. Это абсолютная концепция. Итак, Бхагаван, Его лила, Его форма, Его игры, Его обитель — все они неотличны от Него Самого, все они — Бхагаван.
Надо попытаться понять Кришну, — сказал он,— и сделать это не так-то просто. Бахунам джанманам англе, после многих, многих рождений, тот, кто удачлив, может понять Кришну. Поэтому не упускайте даже мельчайшей детали. Попытайтесь понять Кришну, агама-пурана, на основании шастр. Ничего не выдумывайте. Здесь сказано: тате лила нитъя кахе агама-пурана, на основе шастр. Шрути-смрити-пуранади — без ссылки на ведическую литературу, без знания о Кришне — просто беспокойство. Поэтому вы всегда должны ссылаться на шастры. Они проявлены в этом мире по милости Кришны. Сейчас они доступны также и на английском языке. Всегда занимайтесь их изучением, выполнением служения, пониманием философии, тогда ваша жизнь будет успешной. Большое спасибо».
* * *
После завтрака Прабхупада позвал Яшоданандану и Махамсу Махараджей, каждый из которых отрастил волосы и бороды под предлогом соблюдения чатурмасьи. Шрила Прабхупада сказал им, что выглядеть грязными и небритыми в такой важный день неправильно. Его критика возымела желаемый эффект, поскольку оба, выйдя с даршана, немедленно сбрили волосы на голове и лицах.
В полдень Прабхупада отправился в дом мистера Мутхьял Рао на пресс-конференцию. Мистер Рао с почтением принял его в своем большом доме, пригласив получить даршан своего Божества, после чего Прабхупаде был предложен освежающий напиток. Вскоре начали подходить репортеры, и в назначенный час, в 5 часов вечера, пресс-конференция началась, прямо на огромном газоне возле дома. Она была хорошо организована: присутствовало восемь или десять репортеров.
Прабхупада начал с объяснения цели своей миссии. Взяв «Бхагавад-гиту» за основу, он сказал, что в особенности в этот век каждый отождествляет себя со своим телом: «На этом построен национализм, коммунизм, тот или иной «изм». В соответствии с версией Вед, каждый, кто отождествляет себя с телом, — животное. Вот почему мы пытаемся восстановить систему духовного образования общества.
Это и есть Движение сознания Кришны. Что такое духовная душа, каково ее определение и какова ее истинная природа, кто такой Бог, и какие отношения связывают н^ас с Ним, как действовать на этом уровне? Мы должны найти ответы на все эти вопросы и тогда обретем счастье. Иначе вы можете строить различные планы на материальной основе, которые никогда не увенчаются успехом. Тем более и речи даже быть не может о счастье».
Подчеркнув, что именно «Бхагавад-гита» является правильной основой для построения человеческой цивилизации, он закончил, сказав им, что Движение сознания Кришны — индийская культура: «Если мы систематически распространяем это знание… Есть департаменты культуры. Таково положение дел. Если мы — правительство и народ — сотрудничаем, тогда мы сможем дать всему миру нечто действительно ценное».
Затем он предоставил репортерам возможность задать вопросы, но прежде сам задал им вопрос. Вежливо, но настойчиво он спросил репортеров, почему индийцы, включая самих репортеров, не интересуются собственной культурой? Прабхупада бросил им вызов: «Вам дана «Бхагавад-гита», но проповедуете ли вы ее? Почему вы не проповедуете эту великую науку? Почему у вас нет к ней интереса? Ответьте на мой вопрос».
Отчасти защищаясь и в то же время пытаясь сохранить нейтралитет репортера новостей, один из них спросил:
«Как побудить людей понять важность «Бхагавад-гиты»?» Прабху1 ада обратился непосредственно к нему: «Если вы не понимаете, что вот она, «Бхагавад-гита» как она есть… «Бхагавад-гита» была рассказана в Индии. Если вы не проявляете интереса к ней, кто может вас заставить?»
«Я мирянин, я не сознаю важности… — начал было отвечать репортер».
«Вы не мирянин, — перебил его Прабхупада, не позволяя ему увернуться от удара, — а представитель газеты».
Затем последовал оживленный обмен вопросами и ответами. Тот же самый репортер спрашивал, должно ли учение «Бхагавад-гиты» прийти в Индию через Запад.
Ответ Шрилы Прабхупады был исполнен решимости: «Индия уже обладает этим сокровищем. Вы просто им пренебрегаете. Почему вы не хотите признать, что вам до него нет никакого дела?»
Все еще пытаясь сохранять нейтралитет, репортер ответил вопросом на вопрос:
«Считаете ли вы, что с помощью Запада это пренебрежение уйдет, исчезнет?»
«Как это возможно? Если вам не нравится «Бхагавад-ги- та», как оно уйдет?!» — бросил вызов Прабхупада.
Другой репортер попытался прийти своему коллеге на помощь:
«Нет, вы не поняли, точка зрения моего коллеги состоит в том, что мы не принимаем, мы неспособны понять «Бхагавад-гиту» самостоятельно. Просто потому, что сперва западные люди поняли, и из-за них…»
Но Шрила Прабхупада стоял на своем: «Нет, вы пренебрегли «Бхагавад-гитой». Я считаю, что вы ей пренебрегли. Она уже здесь была. «Бхагавад-гита» была поведана в Индии. Она уже есть у каждого. Думаю, в каждом доме есть «Бхагавад-гита», Но если вы не изучаете ее, пренебрегаете ею, это ваш недостаток».
Первый репортер попытался защититься: «Причина этого в том, что изучение «Бхагавад-гиты» не включено в программу образования»,
«Она у вас уже есть. Это самая первая образовательная система», — сказал ему Прабхупада.
«Нет, но система, которая у нас есть здесь…» «Это вы ее ввели, — сказал Прабхупада, отвергая его оправдание. — И в этом ваша неудача».
Другой репортер вновь присоединился к диалогу:
«Нет, тому есть исторические причины. Наша культура была разрушена иноземным…».
Но Прабхупада не хотел принимать ни одного оправдания:
«Если вы пренебрегаете по-настоящему достойным изучения предметом, это ваше пренебрежение, ваша неудача».
Первый журналист пошел на попятную, пытаясь уйти подальше от спора:
«И как же нам исправить это…»
«Вы можете принять ее сейчас, — сказал Прабхупада.— Вы просто хотите поспорить. Почему бы вам не принять «Бхагавад-гиту»? Это значит, что вы просто не желаете принимать ее. В этом, все дело, но если вы хотите, то можете принять учение «Гиты». Но если вы не желаете, то как мы вам можем помочь?»
Высказав все это, Прабхупада смягчился, позволив репортерам задавать свои вопросы. Когда его спросили о том, как его Движение принимают в Индии, Прабхупада привел пример десятков тысяч людей, которые посетили наши программы в пандалах. Он сказал, что у индусов есть естественная склонность к знанию о Кришне, но трудность состоит в том, что ни у кого нет интереса систематически просвещать их о Нем.

“ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК”, ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

0
0
Previous ИСТИННОЕ СОСТРАДАНИЕ — ЭТО ДАВАТЬ ЛЮДЯМ ЗНАНИЕ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРОГО ОНИ ОСВОБОДЯТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ
Next ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА