ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА


ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

26 июня 1976 года

Сегодня опять не было утренней прогулки. Сердце Шрилы Прабхупады все так же причиняет ему много беспокойств, но он ни разу не отменил своего участия в утренней программе. Вот и сегодня он дал непродолжительную лекцию.
Прежде чем спуститься в алтарную, мы немного поговорили в его комнате о том, как проста и возвышенна сельская жизнь и насколько тщетны все усилия людей изощренно наслаждаться. Он сказал, что Господь Кришна предоставляет все что требуется для удовлетворения наших чувств. Нет нужды прилагать дополнительные усилия, используя достижения науки. Он привел свой любимый пример с комарами: «Это совершенный летательный аппарат. Все начинается и заканчивается пилотом. Пусть эти мошенники создадут такой аппарат. Они так гордятся достижениями науки».
Я напомнил ему то, что он говорил мне в Майяпуре: «Вы сказали тогда, что тело комара настолько совершенно, что, хотя его можно запросто убить, он способен в одно мгновение проникнуть под кожу человека и начать сосать кровь».
«Сразу же! Только вдумайся! Если дать ему всего лишь секунду, он наполнится кровью. Они летают над нами, неприятно жужжа. Ученые заявляют, что у насекомых нет разума. Но эти самые насекомые намного разумнее всех этих людей. Поэтому Прахлада Махараджа сказал: сукхам айндрийакам дайтйа деха-йогена дехинам. Это тело позволяет живому существу наслаждаться ровно столько, на сколько оно рассчитано. Сарватра лабхйате даиват. Так задумано Богом. Человек может наслаждаться. Комар может наслаждаться, но ему для этого нужно сосать кровь, поэтому природой ему было даровано крошечное тело. Он может сосать кровь, но в очень ограниченных количествах. Так задумано Богом. Комар также удовлетворяет свои чувства, дайват. Зачем прилагать какие-либо дополнительные усилия? Даже в теле комара заложены желание и способность наслаждаться. Эта же способность заложена в тигре, во всяком другом животном и в человеке. Все это существует. Так зачем же тратить всю свою жизнь на непрестанный поиск все новых и новых чувственных наслаждений?
Кто примет эту философию? Я уже говорил об этом. Тот почтенный человек, Субраманиан, смог понять и по достоинству оценить то, что мы делаем. Только по-настоящему разумные люди готовы признать, что мы приносим людям благо. Это не показуха. Мы не обманываем и не блефуем. Поэтому не стоит забывать о своем предназначении. Вайах парам, пустая трата ценнейшего времени. Если же вы хотите сосать кровь, то становитесь комаром».
К дому подъехала машина, чтобы отвезти его в храм. Поднимаясь из-за стола, он рассмеялся: «Только произнесите: «О Господи! Даруй мне тело комара!» — и в то же мгновение вы получите его». Выйдя на улицу, на свежий утренний воздух, он предложил решение для улучшения жизни: «Харе Кришна. Просто развивайте эту идею: криши-го-ракшйа-ваниджйам, защищайте коров».

* * *
На лекции по «Шримад-Бхагаватам» (7.6.10) Прабхупада развил тему, поднятую в разговоре со мной. Мы не должны тратить драгоценное время впустую, прилагая неимоверные усилия в изощренных попытках усладить свои чувства. Он привел тот же самый пример с комаром и неотделимым от него желанием пить кровь. Комар получает то, что хочет, но это желание санкционировано Богом. Он объяснил, что в природе существует миллион сто тысяч видов насекомых, и каждое из них удовлетворяет свои потребности в соответствии со своим телом.
В стихе приводилось описание различных категорий людей, которые ради денег готовы рисковать собственной жизнью. Прабхупада привел несколько примеров: шахтеры спускаются глубоко под землю, рабочие терпят невыносимые условия работы на заводах и фабриках, торговцы прошлого, путешествовавшие по удаленным от центров цивилизации уголкам Земли, например, в Америку, — все они рискуют своей жизнью и могут умереть в любой момент. Но ради чего? Самое лучшее, что должен сделать человек — свести к минимуму свои потребности. Мы должны быть довольны малым: йавад артха-прайоджа- нам. Мы не должны голодать. Это не рекомендуется. Но и не раздувайте свои потребности. Здесь, в Нью-Вриндаване, мы пытаемся следовать этому. Наш идеал — простая жизнь и продвижение в сознании Кришны. Это самое серьезное дело. Многие так ничего и не знают о сознании Кришны. Но мы должны отнестись к этому самым серьезным образом».
Он рекомендовал сбалансированный подход, который заключается в том, чтобы постараться построить свою жизнь на принципах, благоприятных для духовного продвижения, чтобы душа всегда оставалась в центре нашего внимания. «Не привязывайтесь к удовлетворению своих чувств. Например, во время еды вы наслаждаетесь. Вы ублажаете свой язык и желудок. Но еда также нужна для того, чтобы жить, а жить для того, чтобы совершенствоваться в своем сознании Кришны. Вы не сможете жить, не заботясь о теле или принося ему вред. Все должно быть уравновешено. В этом заключается образование, которое можно получить в Движении сознания Кришны. Мы стремимся организовать идеальную жизнедеятельность преданных здесь, в Нью- Вриндаване, основываясь именно на этих принципах. И не только здесь. Я очень рад, что несмотря на многочисленные трудности, вы прилагаете максимум усилий и добиваетесь успеха в своем деле. Простая жизнь, возвышенное мышление — это наша цель. Постарайтесь не попасть в ловушку постоянно растущих материальных запросов, которые не будут давать вам спокойно жить. Сведите свои потребности к минимуму и живите в гармонии с самим собой. Повторяйте Харе Кришна. Большое спасибо».
х- * *
Как только Шрила Прабхупада вышел из храма, Киртанананда Махараджа повел его в мраморный цех в сопровождении толпы преданных. Цех представляет собой одну из мастерских, расположенных на первом этаже большого незаконченного здания, которое преданные пристроили вплотную к храму. Помимо мраморного цеха там находились мастерские плотников и печатные станки. На втором этаже размещались гостевые комнаты со всеми удобствами.
Машины для резки и полировки мрамора были приобретены преданными всего за девять тысяч долларов. Большое количество мрамора было получено после демонтажа здания железнодорожного вокзала, расположенного неподалеку. Преданные освоили всевозможные ремесла — от каменщиков до полировалыциков. Им удалось добиться очень интересных результатов, когда они воспользовались индийской технологией обработки и кладки мрамора. Киртанананда Махараджа показал Шриле Прабхупаде одну из последних работ — отделка мрамором пола в его будущем кабинете. Вид кабинета произвел на Прабхупаду приятное впечатление.
Когда Шрила Прабхупада появился в дверях, преданные, ожидавшие его на улице, начали киртан и сопровождали его, пока он осматривал ближние овощные грядки. Прабхупаду интересовало буквально все: бревна, лежащие неподалеку, металлический резервуар с газом, установленный поблизости. Мальчишки, пытавшиеся обогнать машину, развеселили его. Он сказал, что Кришна с Баларамой часто бегали по полю за птицами, поэтому такая же склонность обнаруживается и в человеческой природе.

* * *
Проблем у нас нет хотя бы с приготовлением прасада. Самоотверженные усилия Палики обеспечивали самый высокий уровень предлагаемого Прабхупаде прасада. Сегодня на завтрак она приготовила упму (мелко нарезанные овощи, запеченные в манной крупе). На ланч были поданы всевозможные блюда из овощей, дал, чапати и молочные сладости.
Однако прасад, которым довольствуются местные преданные, не так разнообразен, поэтому Пушта Кришна организовал «поставку» в нашу комнату свежего йогурта, сыра и фруктов. Конечно, нам очень повезло, что мы могли вкушать блюда со стола Шрилы Прабхупады. Палика всегда готовила больше, чем мог съесть Шрила Прабхупада, чтобы все мы могли насытиться тем, что осталось после него. Помимо этого, каждый день после полудня нам присылали бочонок с домашним мороженым, приготовленным из местного молока. Местные преданные обычно не едят таких деликатесов и получают дополнительно только йогурт и обезжиренное молоко. Сегодня мы очень испугались, когда, открывая банку с сыром и предвкушая наслаждение отменным домашним деликатесом, вдруг увидели огромного с черным панцирем жука, который проворно выскочил из-под крышки и побежал по столу.

* * *
Около полудня Шрила Прабхупада решил ответить на несколько писем. На этот раз все они были из Индии. Джаяпатака Свами написал о последних новостях майяпурского храма. Наш запрос на приобретение земли отослан в Калькутту на адрес комиссионера президентского департамента по землеустройству г-на Пентантоми, англо-индийского христианина. Из конфиденциальных источников Джаяпатака узнал, что Пентантоми настроен враждебно по отношению к ИСККОН и выдвинул три возражения: 1) ИСККОН обращает христиан в вайшнавов; 2) бюджет проекта предусматривает огромные затраты на строи-тельство — сто пять миллионов долларов — баснословная сумма, происхождение которой требует расследования правительственными и налоговыми органами; 3) в основной своей массе владельцы земель в округе исповедуют ислам, что может стать причиной напряженности на религиозной почве.
Джаяпатака Махараджа сообщил Прабхупаде о том, что он написал в своем официальном ответе. Ответ содержал следующие пункты: 1) в Движении сознания Кришны состоят выходцы из самых различных культурных и религиозных групп; 2) мы никогда не практиковали прозелитизм, каждый верит в Бога в соответствии со своими убеждениями, усовершенствуя свои представления о Нем через общение с преданными; 3) Ауробиндо и Рамакришна никогда не становились объектами критики из-за своих межкультурных связей; 4) бесплатная раздача пищи всем желающим, независимо от вероисповедания, является доказательством нашего либерального отношения к представителям всех конфессий.
По поводу затрат на строительство он пояснил, что если учесть количество книг, распространенных нашим Движением по всему миру, количество почетных членов, которые присоединились к нам за последние пять лет, то сумма, выделенная на строительство храма, не покажется столь запредельной. Он также добавил, что местные мусульмане настроены извлечь максимум прибыли из нашего пребывания на их земле. На самом деле противодействия можно ожидать со стороны ортодоксальных индуистов, которые могут заявить, что мы угождаем мусульманам. Джаяпатака развил эту тему.
После вопроса о приобретении земли он отчитался о строительстве здания на территории храма. В основном все идет хорошо, но процесс несколько тормозится из-за недостатка средств. Проповедническая программа, организованная преданными, выбравшими средством своего передвижения лодки, привлекла нескольких местных преданных, в том числе молодого бенгальца, получившего в свое время в Германии высшее образование. Он вместе с несколькими другими молодыми индийцами присоединился к нам после фестиваля Дола-Пурнима.
Шрила Прабхупада оценил то, как Джаяпатака отреагировал на претензии, выдвинутые правительственным чиновником, но посоветовал ему добавить еще несколько пунктов. «Что касается сомнений правительственного исполнителя, я хотел бы, чтобы ты сообщил ему следующее:
1. Христиане обращали в свою веру индийцев. Мы же никогда не обращали христиан в индуистов. Мы давали сознание Кришны атеистам. Бог один. И в отношении Него неуместно использовать сугубо человеческие обозначения — христианский, индийский, мусульманский. Любая религия, которая учит любви к Богу, подлинна. Поэтому понятия «христианский» и «мусульманский» использовать в таком контексте неуместно.
2. Источники (денежных фондов) разбросаны по всему миру. Все наши отделения направляют часть своих средств на этот проект. В действительности наша организация выполняет роль Организации Объединенных Наций. Мы должны и будем сотрудничать с представителями всех наций, всех религиозных конфессий, всех общин и сообществ. Это международная организация, и ее члены хотели бы видеть, что строительство Ведического Планетария ведется в Майяпуре полным ходом. Основная идея этого проекта — показать, как устроены духовная и материальная вселенные, дать научное обоснование необходимости духовной жизни; она не имеет ничего общего с сектантством.
3. Местные мусульмане уже дали свое согласие».
В заключение он спросил у Джаяпатаки о нашем госте в Ха- ридасапуре: «Почему Прабху Сваруп дас из Харидасапура живет в нашем храме? Он должен был организовать передачу в наше владение земельного участка, но, как я понимаю, до сих пор ничего сделано не было. Насколько мне известно, он является учеником Бон Махараджа, поэтому я не исключаю, что он преследует какие- то не очень достойные цели. Выясни все и дай мне знать».
Махабуддхи дас, Бхугарбха дас и Махавишну дас прислали вдохновляющий отчет о проповеди своей библиотечной группы. Недавно они закончили работу в Северной Индии, переключившись на Нью-Дели. В нескольких государственных учреждениях они оставили книги в надежде на получение положительных отзывов. Министерство иностранных дел приобрело несколько комплектов для всех индийских посольств за рубежом. Министерства образования и социального обеспечения приобрели по полному комплекту «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритам- риты», «Бхагавад-гиту» и еще несколько книг. Это сообщение особенно заинтересовало Шрилу Прабхупаду. Преданные прекрасно помнят, что еще в 1962 году он передал половину своих книг в некоторые министерства, поэтому они прилагали все усилия, чтобы и остальные книги, изданные впоследствии, попали в эти учреждения. Как выяснилось, некоторые сотрудники еще помнили, как Шрила Прабхупада приходил к ним, предлагая свои книги. Преданные оставили несколько книг в Министерстве связи и информации, Министерстве обороны и Индийском совете по делам культуры.

“ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ДНЕВНИК”, ХАРИ ШАУРИ ПРАБХУ
(ОТРЫВОК)

ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА

Первоисточник

1
0
Previous ЗАЩИТА КОРОВ: НАРЯДУ С ВЫСОКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ, МЫ ТАКЖЕ ХОТИМ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ИДЕЮ БЕЗГРЕШНОЙ ЖИЗНИ
Next ЧТО ДЕЛАЛ ШРИЛА ПРАБХУПАДА